В «Монарт», как на Монмартр! «Баухауз: два взгляда. В.Кинус – живопись. А.Пудер – фотография»
Автор оригинала:
Галина Подольская
-Вести.Нон-стоп.18.01.2007.с.4
-
30 января 2007 года в кафе «Монарт» в Ашдоде состоится открытие выставки работ художника-живописца Виктора Кинуса и фотохудожника Алексея Пудера «Баухауз: два взгляда».
«Сама идея выставки, - по мнению ее авторов, - взглянуть на одну тему с разных точек зрения, разных позиций, увидеть ее воплощенной в разных материалах, стилях и техниках - в черно-белой фотографии и в живописи».
Говорят, что предугадать зрительскую реакцию – занятие заведомо неблагодарное. Однако, как мне кажется, в данном случае можно утверждать, что даже не очень искушенному в завихрениях художественных стилей зрителю предстоит встреча с новым и одновременно старым знакомым.
Казалось бы «баухауз» как «высшая школа» промышленного искусства (дословно с немецкого «дом строительства» и художественного конструирования), как архитектурный стиль родился относительно недавно (1919 – 1933, Германия) провозгласив «новое единство технологий».
В 1930-1940-е годы холодный голый бетон «баухауза» стал ведущим стилем в архитектуре Тель-Авива, словно усмиряя палящее солнце Средиземноморья. «Дом с бульдогом» (перекресток Ла-Гардия – Ха-Мастер), трехэтажные здания Жени Авербух по улице Зины Дизенгоф (первой жены тель-авивского мэра), дома Кауфмана и Мендельсона, Хармата. Глянцевые бульвар Ротшильда, бульвар Бен Гуриона, Фришман, площадь Зины Дизенгоф. И иерусалимский «баухауз» - здание библиотеки Шокена, Гистадрута, дом Хуны Лаудер (в районе автобусной станции).
Так что совсем недавнее уже стало историей, которая одновременно и часть нашего настоящего. А главное, что геометрические формы «баухауза» как стиля архитектуры и сегодня не утратили обаяния и своей эстетической индивидуальности. И, хотя порою за слоями вывешенного на просушку белья не сразу проследишь «баухауз» как стильхудожественного конструирования, все же он сохранился в очертаниях современного Тель-Авива и Иерусалима.
Но вот что поразительно: архитектурный ритм «баухауза» и по сей день оказывает свое стилевое влияние на определенного склада натуры, обнаруживая радость нового художественного видения. Это «достояние архитектуры», правда в других видах искусства, иных материалах и техниках наглядно демонстрируют работы В. Кинуса и фотографа А. Пудера, ныне открытые к диалогу со зрителем.
Итак, экспозиция«Баухауз: два взгляда». Два вида искусства, два автора, два взгляда – в фотографии А. Пудера и в живописи В. Кинуса. При этом один словно продолжает другого, стилистически культурно и интеллигентно.
Черно-белые фотографии Алексея Пудера. Его устремленные в небо части строений, как афоризмы с каким-то своим архитектоническим кодом. Приближенный, словно наезжающий на тебя, подчеркнуто крупный план, в котором мир сужен до одного предмета – угла дома, балкона, лестничного пролета, края окна с одинокой луною. Этот локализованный мира – под ракурсом острого угла - подан так динамично, что художественно помогает зрителю почувствовать то, что даже часть предмета может быть эстетически неисчерпаемой в своем лаконизме. Не потому ли эти взмывающие дома-корабли словно пытаются «вырваться» за пределы не столько холста, сколько ограниченного круга бытия, на которое они обречены. И это наполняет их жизнь сдержанной печалью и смыслом вечного ожидания. Эмоционально – на пути технократии к апогею человеческого желания - не быть одинокими.
Таковы работы фотографа-художника, выпускника Ленинградского политехнического института Алексея Пудера (род.1967). С 1992 года он в Израиле, живет в Ашдоде, участник ряда выставок в Израиле и за рубежом. А. Пудер – поклонник творчества Александра Родченко и Саввы Бродского. Работает с цифровой и пленочными камерами. На настоящей выставке зрителям предстоит увидеть 20 черно-белых фотографий, отпечатанных на холсте, размер 50 х 50 и 50 х 40.
Виктор Кинус словно подхватывает заданную А. Пудером архитектонику, но читает этот код языком живописи, лиризуя жесткость манеры фотохудожника, когда промышленный «баухауз» с крупного рекламного плана становится фоном и ностальгирующим настроением.
Это решается не только за счет живописных средств, но и за счет очеловечивания композиционных решений. Художник вписывает в архитектурный «баухауз», на первый взгляд, логически несовместимые предметы из сферы современного обыденного мира.
Это может быть все, что угодно: натюрморт с пылающими гранатами,
При этом его цветовая насыщенность настолько преобладает, что мир вокруг краснеет, не стыдясь пунцовой яркости своего румянца.
А вот салонные красавицы - белоголовые каллы с легкомысленно вздернутыми носиками. Ну, как же любопытно все то, что есть вокруг!
Горластый граммофон и унылый контрабас. Пока они молчат в своих звукогрезах. Но прикоснись внезапно смычком к струне или иглою до пластинки - и вырвутся интонации, очищенного от всего наносного, как результат иного типа познания бытия. Они пробиваются сквозь транспортиры углов и окружностей, словно вычерченных инструментами из готовальни, в придуманном художником эстетически условном и одновременно существующем Тель-Авиве!
Балконные полукружья вздымающихся домов визуально будто сталкиваются друг с другом, как люди, к счастью, их углы закруглены. Да и существуют они в художественно сконструированном полукружье дорог, клумб, раскрывшихся зонтов.
И как авторский римейк – молодая женщина с изящным букетиком анемон в руках. Она кокетливо забросила одну ногу на другую. До чего же стройны эти ножки в лодочках на шпильках! Она, как фея, находящаяся в антураже реально не существующего пространства, хотя и окружена предметами из повседневневности.
И…«девушка в голубом», выхваченная лунным лучом из сини урбанистической ночи. Голубые глаза, голубые волосы, голубое платье, голубая чашка и голубой кофе… Она даже не ледяная, а просто такая лирически особенная в окружающем ее романтическом сюре голубого города. В созданной В.Кинусом всепокоряющей мистификации читается единственная художественная истина – не осквернить неизреченной Джульетты, оказавшейся в тель-авивском кафе первой трети ХХ столетия. Такова тайна образно-стилистического синтеза воображаемого и реалистического в искусстве.
Вот вам и «единство новых технологий», когда поданные в условных пространственных проекциях объекты реальной действительности переходят в образную ипостась и становятся сюжетными центрами композиций мира художника. В.Кинус виртуозно манипулирует смысловой энергией предмета для воплощения, с одной стороны, эмоциональной атмосферы «баухауза» 1930-1940-х годов, с другой, - ауры образа, с игровыми, даже театральными комбинациями предметов с точки зрения пространственно-плоскостного дизайна.
Не случайно сам В.Кинус так определил свое кредо в рамках данной выставки: «В своих картинах – фантазийно – я попытался вернуться в Тель-Авив 1930-1940-х годов, погрузиться в тель-авивсую ауру сообразно моему стилю (романтический сюрреализм). Но в какой мере это удалось мне, - судить вам. Я не пытался передать адресность объектов. Задача, которую я перед собою ставил, была иной – передать настроение, стилистическую ауру той эпохи, но остаться при этом собою».
Виктор Кинус (1957), выпускник факультета промышленного дизайна ЛВХПУ имени Мухиной, в Израиле с 1990 года, живет в Ашдоде, профессионально занимается живописью. Он участвовал в ряде выставок в Израиле и за рубежом. В галерее З.Дилона в старом Яффо есть постоянная экспозиция работ В.Кинуса.
На предстоящей выставке зрители увидят 16 полотен (60 х 60 и 80 х 60) художника, выполненных акриликом.
Выставка «Баухауз: два взгляда» - это экспозиция авторов, не пасующих перед экспериментом, не оглядывающихся на то, что уже сделано, на пройденные этапы и уже освоенные направления собственных поисков.
Это сохранение строений отцовской архитектуры и кропотливое возведение строелесов вокруг свобственной самообретенной художественной зрелости в современном мире.
Выставка работ В.Кинуса и А.Пудера «Баухауз: два взгляда» в кафе «Монарт» представляет несомненный интерес для зрителя. Ее работа продлится до 28 февраля. Так что спешите в «Монарт», как на Монмартр!