Поместить в избранное





Анонсы
  • Признать вменяемым. Повесть. >>>
  • Выставка "По следам Шагала" в Гомеле >>>
  • Книга Г. Подольской в Российской Государственной библиотеке искусств >>>
  • Книга Г. Подольской в Российской Государственной библиотеке искусств >>>
  • Роман Гершзон:"Искусство Израиля освящено великим Шагалом" >>>


Новости
Новая книга Галины Подольской "Современное израильское... >>>
В Витебске открылась выставка "По следам Шагала в... >>>
В Мадриде открылась крупнейшая выставка работ Марка... >>>
читать все новости


Произведения и отзывы


Случайный выбор
  • По дождевой веревке  >>>
  • ЕвгенийЦыганенко. Остановись,...  >>>
  • Художники Израиля – в...  >>>

Анонсы:

Анонсы
  • "Раскинулось море широко" - современное переложение песни >>>
  • Дэвид МакНил о своём детстве и своём отце Марке Шагале, о потолке парижской Оперы Гарнье и о сложных отношениях своего отца с Пикассо* >>>
  • Роман Гершзон "Юбилею Марка Шагала посвящается" >>>
  • Москва 2012. Художественный вояж >>>
  • Шагаловские вечера в Иерусалиме. 2012 >>>


Новости
Аркадий Барнабов приглашает на свою персональную... >>>
Шагаловские вечера в Иерусалиме. 2012 >>>
КОНКУРС на Бесплатное участие в Международном Фестивале... >>>
читать все новости


Мы – Шагалу: "Счастье оказаться здесь..."

              6 июля 2012 исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося еврейского художника Марка Шагала. В честь этого события Объединение профессиональных художников Израиля проводит фестиваль искусств "По следам Шагала"

 

  
- фото 1с
 
Фестиваль искусств «По следам Шагала» Объединения профессиональных художников Израиля - это серьезный эмоциональный подступ к художественному ощущению своей роли и миссии русскоязычных художников в изобразительном искусстве Израиля. Это серьезный этап бытия современного Израильского искусства с русскими корнями.
 
Выдающийся художник ХХ столетия, еврей, родившийся, как и мы, в стране, где государственным языком был русский, М.Шагал бывал здесь, где мы теперь живем. М.Шагал с большой симпатией относился к стране исторических корней евреев. В 1931 году он побывал в Эрец-Исраэль  по приглашению мэра Тель-Авива Меира Дизенгофа, приветствовал создание молодого еврейского государства и поддерживал его на различных этапах своей творческой жизни, потом неоднократно приезжал в Израиль.
Задолго до русскоязычной алии он стал частью израильской культуры – высотой, рожденной в недрах русского изобразительного искусства, но сам он был уже другим – художником, прошедшим горнило мировой культуры, оставшись личностно и эстетически еврейским художником.
Его работы находятся в местах, олицетворяющих государственную суть Израиля.
Кнессет – Израильский парламент, Святыня этого Дворца Земного Закона - Зал Шагала, в котором всё – настенная мозаика, гобелены, полы – всё это М. Шагал, работавший в Израиле будучи всемирно признанным художником.
Закон Еврейского государства.
 
В 1951 году М.Шагал приезжал в Иерусалим, чтобы присутствовать на первой крупной выставке своих работ в Израиле. Выставка была передвижной, картины выставлялись в четырех музеях, начиная с Музея «Бецалель» - предшественника Израильского музея в Иерусалиме. Затем приезд в 1954 году, когда он был приглашен в Хайфу на открытие Дома художника, названного в его честь - Домом Шагала. В этот день ему был вручен символический ключ от Дома современного изобразительного искусства Израиля, который с того дня стал считаться и его Домом.  Этим ключом М.Шагал открыл дверь нам, русскоязычным.
1962 год – год работы М.Шагала над гигантскими витражами "12 колен Израилевых" в синагоге Медицинского центра Адасса - места, где израильская медицина до последнего борется за жизнь человека. Но бытие человека сложилось так, что последнее слово все равно остается за Всевышним. Синагога – "12 колен Израилевых" витражные Окна Шагала.
Здесь творится Божеский Закон

               За время своего пребывания на исторической родине Иерусалим, Тель-Авив, Яффо, Хайфа и многие другие места глубоко запали ему в сердце и стали местами непосредственной биографической близости. Связь обычного человека с местом нахождения очевидна, хотя и не всегда объяснима. Связь художника с местом несомненна. Более того, для творчески одаренных натур она преобразуется в художественную память, обладающую особым эмоциональным зарядом, способностью к перевоплощению и созиданию через собственное творчество. Не каждому дано это ощутить. Но тем, кому дано, много стоит.

М.Шагал душой прикипел к Израилю. Несколько своих работ с дарственной надписью он подарил Художественному музею Эйн-Харод (на севере Израиля), в коллекции которого находятся творения Сезанна, Дали, Мицпе-Блюменталь. Картина М. Шагала "Художник" открывает отдел Современного изобразительного искусства в Музее Израиля в Иерусалиме. Музей – Храм изобразительного искусства.
 Закон Художника.
 
                      
                                                                           - рис. 3
 
 
А еще: изначально М.Шагалом была задана высота - высота как мечта – нам, русскоязычным, отказавшись от постижения которой художник перестает быть художником. И здесь уж русскоязычным – быть или не быть
Задолго до русскоязычной алии, М. Шагал открыл русскоязычному искусству историческую дверь в современное израильское изобразительное искусство.
Для творящего это и есть та мистическая связь, которой обладает тайна истинного искусства.
То, что защищает художника от ничтожного в мире и дает возможность выстоять настоящему в поединке с воинствующей шелухой.
То, что позволяет чувствовать свою укоренённость - вопреки хроническому нежеланию привечать русскоязычное искусство на Земле Израиля.
 
В речи М. Шагала, по случаю открытия его выставки в Тель-Авиве 19 июля 1951 года, - были сказаны слова, которые отражают устремленность в творчестве многих художников-выходцев из стран восточноевропейской диаспоры: «Я уехал, бежал [из еврейского мира России], чтобы быть ближе к мировому искусству…» И далее «… счастье оказаться здесь…» (М. Шагал. Об искусстве и культуре, М.: Текст, Книжники, 2009, с. 218 – 219).
            Трудно переоценить феномен вклада М. Шагала в мировую культуру как создателя эмоционального ассоциативного еврейского образа и его художественного бытия в изобразительном искусстве,  в связи с исчезнувшей самобытностью восточноевропейского еврейского мира. Он утвердил  художественный образ еврейства в мировом изобразительном искусстве. Это и есть то, что объединяет евреев всего мира и выводит изобразительное воплощение еврейской темы в уровень явлений первого ряда мировой культуры.
 
               
 
 
Мировое культурное пространство имеет много серьезных центров изучения творчества и наследия М.Шагала, но в Израиле, где значимые места государства связаны с именем Мастера, такой центр отсутствует, хотя именно такой Центр необходим здесь, в Иерусалиме, Почетным гражданином которого был бы М.Шагал.
Проведение Фестиваля искусств "По следам Шагала", который при разумном   финансировании может стать регулярным с привлечением серьезных деятелей культуры и науки со всего мира, мог бы восполнить этот пробел на исторической родине Шагала, гордившегося своей национальной принадлежностью: с убежденностью он отмечал "Не будь я евреем, я не стал бы художником".
Фестиваль искусств "По следам Шагала" – эта рвущаяся к воплощению в собственном творчестве - живая память о Художнике, о выдающейся личности ХХ столетия, о том, кто своей судьбою - по художественному проведению - объедининил страны восточно-европейской диаспоры (Беларусь, Россия), Европы (Франция), США  и Израиля – исторической родины евреев мира.
Г. Подольская,
доктор филологии, академик ИНАРН, искусствовед.
 
________________
*Фотографии:
1c - Марк Шагал Photographer: Yousuf Karsh, 1965 National Gallery of Canada
 3- Марк Шагал. Автопортрет с палитрой, 1917 Private collection Ciudad de la Pintura
Остальные фото взяты с сайта   http://www.marc-chagall.ru/photogallery.php
 
К разделу добавить отзыв
Мои стихи на сайте поэзии Общелит.ру и проза на Общелит.ком                                                                                  Дизайн сайта - Nelly Merlin
Права на все текстовые, фото, видео и аудио материалы принадлежат Галине Подольской. При цитировании ссылка обязательна.