- Наш Иерусалим. 15.03.2006.с.16 (под названием «Юные художники и профессионалы» - в сокращении).
20 марта 2006 года в Иерусалиме в Культурном Центре (ул. Гилель, 27) в 19.00 открывается необычная выставка Объединения профессиональных художников Израиля под названием «Мосты».
О каких «мостах» идет речь?
Издревле считалось, что мост - мыслимое соединение миров.
Так в «Трактате о правах и обязанностях епископа» говорилось, что римский понтифик – верховный жрец – есть не что иное, как «мост между Богом и человеком». И радуга стала естественным символом понтификата. У греков тот же «мост» ассоциировался с образом Ириды, посланницы богов. В Китае - был знаком союза между небом и землею. Во многих культурах мира он олицетворял связь между тем, что понято, и тем, что непостижимо в мире…
Для израильтян – «мост» изначально считался особым знаком – знаком Завета, заключенного Творцом с его народом.
Наконец, будучи даже лишенным мистического смысла, мост - всегда означал состояние из одного состояния в другое, как изменение или желание
перемен…
В стремительном потоке экспозиций в арендуемых галереях и выставочных залах нелегко растеряться. К какому «мосту» идти, чтобы не потерять вечер? Или опять попадешь на какую-нибудь однодневку?
Выставка «Мосты» - это 27-я по счету выставка Объединения профессиональных художников Израиля, существующего вот уже три года. Настоящая экспозиция имеет одну особенность, которая отличает ее от всех предыдущих:это совместная выставка художников-профессионалов и детей – студийцев Детской художественной школы графики, созданной под эгидой Объединения. В одном зале на равныхбудут экспонироваться работы 13 взрослых и 10 учащихся школы-студии Тины и Ильи Богдановских, предоставляя возможность воочию увидеть мост преемственности поколений в искусстве.
Директор художественной школы Тина Богдановская любезно согласилась ответить на некоторые из наших вопросов.
- В Израиле говорят, главное, что ребенок рисует, а вот «как» это уже мало кого интересует. Насколько мне известно, в вашей школе к этой проблеме иное отношение. Какие наиболее интересные проекты вами уже осуществлены?
- Нашей школе четыре года. Мы обучаем ребят традиционным и современным техникам графики. В настоящее время уровень работ некоторых студийцев достиг той планки, что пора выставляться, иначе творческий рост тормозится. В системе художественного обучения сама форма выставки «Учитель и ученики» - считается одной из наиболее продуктивных для творческого развития ученика. Мы с Ильей входим в Объединение профессиональных художников Израиля. И считаем наиболее естественной формой присоединение школы к Объединению, что позволит студийцам участвовать в общих выставках и психологически подтягиваться к достижениям профессионалов.
В 2005 году совместно с Музеем Израиля мы осуществили замечательный проект «Дети учат детей». В чем он заключался?
На Суккот в Музее Израиля проходила выставка книги. Открытая часть музея представляла собой настоящую «фабрику книги» - начиная от изготовления бумаги до завершающего художественного штриха.
Нам досталось звено «экслибриса» - книжного знака, по которому книга уже по своему внешнему виду становится узнаваемой в библиотечном ряду изданий (экслибрис – дословно с латинского переводится «из книг»). Эти знаки исполнялись в технике офорт. Так вот инструкторами в работе с детьми, желающими обучиться этому непростому делу художественного оформления книги, были ученики нашей школы. При этом они же поясняли теперь уже своим подопечным смысловую наполненность жанра этого книжного знака, почему «экслибрис» выполняется по определенным канонам, без следования которым «экслибрис» теряет знаковую осмысленность.
На Ханукку Музей Израиля предложил нам принять участие в аналогичном проекте, но теперь уже по изготовлению украшений времен макковеев – также с учетом знаний техники офорт.
Замечу, что наш проект «Дети учат детей» в Музее Израиля был первым проектом такого рода. Не скрою, что он пришелся по вкусу и студийцам.
В настоящее время наши ребята принимают участие во Всеизраильском художественном конкурсе на лучшее знание ТАНАХа. На конкурс было представлено более 600 работ юных художников от 10 до 16 лет.
На первом этапе конкурса из 20 работ наших ребят прошло 16. Они вошли в 50 работ, которые будут экспонироваться в Муниципальной галерее Иерусалима. Завершающий этап конкурса – выставка в Доме президента и публикация работ в каталоге. Среди 12 финалистов 4 - ученики нашей художественной школы.
- Получается, что каждый раз 30 процентов отобранных работ – это работы ваших учеников? Имеет ли школа, объективно дающая столь высокий профессиональный показатель, государственные дотации ил поддержку общественных фондов?
- В преддверии выставки не хочется говорить о грустном. Но мы – единственная художественная школа в Израиле, существующая на энтузиазме преподавателей и средства родителей учеников. Надеюсь, что это все-таки вопрос времени…
- Насколько мне известно, ваша школа участвует еще и в серьезном Международном проекте?
-В общем, да. В июле этого года художники Объединения профессиональных художников Израиля и ученики нашей художественной школы под эгидой Объединения будут участвовать в международном Биеннале (то есть один раз в два года) графики в Санкт- Петербурге.
В Биеннале будут представлены работы художников 48 стран. Работы от нашего Объединения были отобраны на правлении. Среди них – 7 работ студийцев. Наш коллега художник Анатолий Баратынский великолепно отснял экспозицию для Биеннале.
- Тина, в каких видах техники работают юные художники, и что мы увидим на выставке «Мосты»?
- Часть представленных на этой выставке работ выполнена в современных графических техниках - это монотипия Иты Менделевич (8 лет), шелкография Дианы Тульчинской (8 лет), Далии Клейнман (9 лет). Другая часть - традиционные графические техники – это офорты Светы Павловой (10 лет) и Сары Гуткиной (13 лет), гравюры на дереве Юваля Пеледа (9 лет) и Лилах Менахем (16 лет), цветные гравюры Нофар Менахем (13 лет), Адира Ханина (8 лет), и Авиталь Хаят (13 лет).
- Нужно ли ребятам выставляться вместе с взрослыми?
- Я считаю, что для учащихся Художественной школы большая честь выставляться на выставке совместно с профессиональными художниками. Это, несомненно, важно с воспитательной точки зрения. Одновременно это и мост в будущее. Для кого-то, возможно, – в профессиональное завтра, стимул к тому, каким можно стать юному художнику.
Понимаете, в музеях находятся творения по большей части художников, ушедших из жизни, - это уже история. Для ребенка же большую роль в творческом развитии играет живой пример. На совместной выставке они получают свой шанс приблизиться к нему.
А вот как ответил на этот же вопрос куратор выставки «Мосты», член правления Объединения Борис Котляр:
- На мой взгляд, для профессиональных художников опыт подобной выставки не менее интересен, поскольку открывает – это возможность почувствовать «свою молодость», поучиться детской чистоте и непосредственности взгляда. Я убежден, что опыт таких совместных выставок стоит развивать в дальнейшем.
- Кто из членов Объединения будет представлен на выставке?
- Художники Герман Непомнящий, Валерий Куров,Роман Исерс, Рахель Красная,Иосиф Капелян, Илья Хинич, ЭстелеРейнгольд, Эмиль Вульфин, Валентин Шкода, Пинхас Бергельсон, Виктор Лось, Илья Богдановский.
- И все-таки, возвращаясь к названию темы, какие мосты «выстроили» в своих работах участники настоящей выставки?
- Ну, конечно же, речь идет не об архитектурных постройках, а о переходе из одного состояния в другое – переходе в самых различных проявлениях и ипостасях. Мост - не направление в одну сторону, как порою считает Министерство абсорбции. Когда репатриируешься в энном возрасте, невозможно забыть дом, улицу, сад, школу, детство, жизнь, которая осталась за плечами…Когда есть мост, соединяющий твое прошлое и настоящее, по которому можно пройти туда и обратно, нет и ностальгии, парализующей вдохновение. Я не хочу отрекаться от своей жизни, от эмоциональной памяти, сохранившей ощущения от русской природы – свежести росы и сыроватой тяжести тумана, от снежных шариков одуванчиков, способных в одно мгновение стать россыпью снежинок… Нельзя отказаться от воспитанной в нас культуры. Неся ее в себе, мы творим здесь иначе… Нельзя забывать друзей…
Этот мост в прошлое, представленное как настоящее, прослеживается во многих работах, представленных на выставке. Приведу лишь некоторые примеры. «Портрет отца» Валентина Шкоды. Его грудь увешана медалями. Крепкие плечи, сияющее лицо. Оно излучает свет. Война есть война, но была и молодость… А вот триптих Ильи Богдановского «Песнь песней» – по сути мост между людьми, их вечными взаимоотношениями, поиском друг друга в мире. А вот другое решение. Илья Хинич. «Бабушка и внучек» - тоже мост, но мост поколений, мост родственного тепла, тепла семьи - от мудрости бабушки до наивности детства, отворяющего дверь в мир.
Вообще в современном мире можно услышать совершенно несусветные вещи. Например, один изтегеранских политических деятелей не так давно предложил организовать для нас даже не Уганду, а просить, видите ли, у Европы кусочек земли в аренду для Израиля. Вот вам пример моста, который мы, евреи, никогда не согласимся строить. Мы в Израиле не на съемной квартире, а у себя дома. Это наша историческаяРодина, потому-то мы и врастаем, точнее, уже вросли в эту землю. Я не политик, но картина, которую я представил навыставку «Мосты», называется «Мы были. Мы есть. Мы будем».
И, наконец, последнее, возвращаясь к проекту конкретной выставки. Мы растим новое творческое поколение на этой земле, готовим смену своему Объединению. И то, что сегодня мы выставляемся вместе с учащимися Художественной школы при Объединении, учениками Тины и Ильи Богдановских – в этом залог того, что мы будем здесь, в Израиле.
Пользуясь случаем, от имени нашего Объединения приглашаю всех на нашу выставку - мост между нами и зрителем…