17 февраля во Дворце культуры Кирьят Шмоны состоится открытие открытие выставки живописи, графики, пастели Евгения Мухорляна, члена Объединения профессиональных художников, в прошлом обладателя Золотой медали ВДНХ за дизайнерскую модель строкоотливной строки в полиграфии, экспонируемую в Англии, Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии, Италии, Чехословакии, Югославии. Выставка работ художника проводится под эгидой Муниципалитета города и приурочена к 75-летию Евгения Мухорляна.
Евгений Мухорлян родился в 1935 году. И началась просто жизнь, поначалу похожая на жизнь многих в его поколении. Своих родителей не помнит. Эвакуация в Среднюю Азию. Детский дом – первый, второй, третий. Письма, посланные Евгением во Всесоюзный розыск, уже в период службы в армии, остались без ответа, но вместе с ними пропали и единственные вложенные в них детские фотографии…
Но, говорят, что художник появляется на свет вопреки дисгармонии бытия. Всепоглощающая тяга к выражению себя в изобразительном искусстве родилась в нем вместе с первым рисунком – в художественном кружке в Токмакском детском доме. На конкурсе юных художников в честь 25-летия Советской Киргизии он получил первую премию – поездку на горный курорт Иссыката. Место поразительной красоты, расположившееся среди множества горячих источников, словно вырывающихся на поверхность земли у подножия гор Киргизского Алатоо в окрестностях Бишкека. И по сей день не иссяк поразивший сознание мальчика священный источник Иссык-Ата – тот самый, что упоминается еще в рукописях средневековых историков и путешественников по Великому Шелковому Пути. А на скале, вблизи животворного источника и ныне внемлет миру древнее изображение Будды-целителя… Не там ли исцелилось и душа подростка? И случилось нечто очень важное – то, что станет будущей судьбою?
- Там у источника я впервые увидел одного настоящего художника. Он стоял и писал с натуры - настоящими масляными красками, которые даже пахли не так, как акварельные. И мир на картине сиял в солнечных отсветах на воде…
Потом - художественное училище во Фрунзе, Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.Мухиной.
В экспозицию во Дворце культуры вошли работы, представляющие все грани дарования художника – в разных стилях и жанрах. Это портреты жены, врача Яны, коллекционера Рувина, девочки Мики, выполненные маслом. Пастельные работы - «Портрет девушки», «Созерцатель», «Утро», «Автопортрет». Стилистически - это вещи романтические, в чем-то недосказанные, построенные на тончайших нюансах настроений, по которым угадывается лучшее в человеке. Интересны пейзажные работы - «Тревожное небо над Кирьят Шмоной», «Голанские высоты», «Туманное утро», «Осень», «Арабский двор», натюрморты «Сирень», «Подсолнух», «Красный натюрморт со свечой».
Интересна графика Е.Мухорляна – стремительная, подобная естественному продолжению судьбы самого художника. Графическая работа «Наш век» - реакции художника на драматические события современности. Она построена на деформации изображенных фигур, подчеркивающей безумный полет в раскаленноежерло бытия. Работа «Демон» Е.Мухорляна выполнена в эстетико-экспрессионистической манере. Ощущение амбивалентности мира переходит на новый эмоциональный виток в работеЕ.Мухорляна «Кони привередливые», посвященной памяти В.Высоцкого. Его кони летят над пропастью, символизируя ураганным полетом неотвратимую близость конца пути поэта. Трагическая безысходность судьбы читается в самой закольцованности композиции, пластике схваченных движений коней, чующих неминуемую беду исодрогающихся от «злых голосов ангелов». Это неожиданные ракурсы – с переливами от насыщенных тональных пятен, весомо-невесомых линий, сталкивающихся в прогибе гитары с порванными струнами. В энергетическом максимализме Е.Мухорляна – все по В.Высоцкому – «Хоть немного еще постою на краю» …
Что может противостоять этой «краю пропасти»? Иерусалим, с его духовной высотой и неисчерпаемой эстетической бесконечностью. Иерусалим, в котором привычное цепляется за непривычное, а кажущееся вовсе не кажется, а живет в дыхании священного города своей поэтико-эпической жизнью, дарованной как жизнь в веках. Не потому ли скрипка, лежащая на плече старика-еврея, так и выводит свой мотив? А шофар, обращенный к небу, не перестает звучать? Не потому ли созданные Е.Мухорляном типажи, хоть и не знакомы, но, кажется, что жили всегда? Его Старый город удивителен – с улочками христианской надежды, арабскими выкриками, словно вырывающимися из-за развешанных между рядами полихромных восточных тканей и пестроты прочего товара, разложенного по
лестницам заносчивости. И все это ты ощущаешь на себе физически на пути к Стене Всепрощения, способной вобрать в себя человеческие слабости...
На выставке будут представлены фарфоровые шахматы Евгения Мухорляна на историческую тему - «Соломон и Сулейман». Шахматы смотрятся цельно и едино, хотя цветовое решение фарфора традиционно лаконично: белый и коричневый, с введением золотых и платиновых элементов, выделяющих короны, скрижали, купола и тонкость золотящегося орнамента, украшающего фигурки. При этом каждую из них можно рассматривать как самостоятельную законченную миниатюрную скульптурку. В своем подходе к исторической теме художник развивает традиции русских шахмат, например, «Из истории Петровский времен», «Полтавская битва», изготовлявшихся когда-то специально для русских государей, но использует при этом мотивы еврейской истории, напоминая о неизменном противостоянии между «белыми» и «черными» на земле Эрец-Исраэль.
Эрнст Неизвестный писал: «Художник – тот, кто видит вещи… такими, каков он сам». Думаю, что эти слова отражают индивидуальность Е.Мухорляна, читаемую в каждой из работ художника.
Работа выставки, приуроченной к 75-летию Евгения Мухорляна, продлится до 2 марта.