На июльском заседании пресс-клуба Общинного дома Иерусалима журналисты и гости пресс-клуба встретились с доктором филологии, академиком Израильской Независимой Академии развития наук Галиной Геннадьевной Подольской, которая вот уже двенадцать лет проживает в Иерусалиме.
Фото: Александр Вишневецкий
Сложно определить сферу творческих интересов Галины Подольской. Она и поэт, и писатель, и известный в стране историк литературы и искусства. А еще д-р Подольская является автором двух десятков книг и монографий, составителем двухтомной хрестоматии по зарубежной литературе. Ко всему этому следует добавить, что Галина Подольская – еще и замечательный знаток изобразительного искусства вообще и творчества Марка Шагала, в частности.
На встрече в Иерусалиме Галина Подольская рассказала о своем новом произведении - пьесе «Марк Шагал. Биографическая Феерия. По лестнице Иакова». Произведение яркое, необычное, неоднозначное. К настоящему времени пьеса «Лестница Иакова» включена в Фонд Музея Шагала в Витебске и отмечена Премией Международной Академии наук, образования, индустрии и культуры (США, Сан-Франциско). Представляется, что этими наградами пьеса на своем пути к читателю и зрителю не ограничится.
Своеобразное раскрытие внутреннего мира героев пьесы выделяет Феерию Галины Подольской среди других произведений о Шагале. Творческий мистицизм Шагала, его фатализм, еврейство великого мастера, как дар и как наказание, тема предназначенности творческого человека на земле - красной нитью проходят через всю Феерию.
- Не будь я евреем, я бы не стал Шагалом, - эти слова мастера стали для Галины Подольской исходным пунктом в исследовании личности великого художника. В своей автобиографической повести «Моя жизнь» Марк Шагал отмечал:
- Вот сейчас говорят: изобразительное искусство! А ведь еврею нельзя было, например, рисовать человека или даже кошку… Было в этом и много полезного. Местечко веками сдерживало еврейскую энергию, накапливало её, развивало способность к абстрактному мышлению, приучало к терпению, трудоспособности… Две тысячи лет они копили могучую энергию ярких и оригинальных талантов. В конце XIX века они вырвались из местечка и пришли в Европу – как гениальные открыватели, революционеры мира, взрывоопасный элемент прогресса… Они ворвались в финансы, в политику, в науку, в культуру, в литературу, в революцию, в искусство!»
Подобные беллетристические вставки, учитывающие истоки таланта и нюансы национальных традиций, доминируют в пьесе Галины Подольской. Принадлежат они, преимущественно, одному из основных действующих лиц Феерии еврею Якову, земляку Шагала. Дополняет Якова маленький Шагаленок, ангел-хранитель великого мастера, ранимый и романтичный, как и сам Шагал.
И еще одна особенность Феерии - это ее поэтическая форма. Как рассказала на встрече в Общинном доме Автор, поэтическая часть «Лестницы Иакова» написана по мотивам стихов Марка Шагала. В пьесе приводятся и стихи Автора, сделанные по мотивам стихов Шагала. Возможно, по их аналогии, но, безусловно, с учетом подстрочника оригинального текста. Вот, хотя бы, такие.
Ты волосы свои несешь
Навстречу мне, и я, почуяв
Твой взгляд и трепет, тела дрожь,
Тебя опять любить хочу я.
Как в день, когда несла цветы
Под свадебной хупой далекой.
А после – ночь, и рядом ты,
Нет ночи более высокой!
Как погасили мы луну,
И свечек пламя заструилось,
Моя любовь к тебе стремилась,
Избрав навек тебя одну.
Вот такое необычное переплетение поэтического текста Автора пьесы и самого Марка Шагала.
Зрителям, читателям и рецензентам пьесы в будущем предлагается самостоятельно определиться с вопросом поэтического авторства текста и того, насколько стихи самого Шагала являются органической частью Авторского текста.
В ремарке, завершающей пьесу, читаем: «Средиземноморский курорт Сен-Поль-де-Ванс: горы, берег моря, жёлтый пляж, белые яхты. Шагал с тростью гуляет на берегу моря. Подходит к стеклянному лифту. Входит внутрь. В лифте ярко вспыхивает витраж. Выбрасывается лестница Иакова. Шагал смотрит вверх. Хватается за лестницу. Отбрасывает трость. Поднимается по лестнице. 28 марта 1985 года в Сен-Поль-де-Ванс в возрасте 98 лет скончался французский художник Марк Шагал. Лифт застрял в шахте между землёй и небом».
Завершается пьеса философски, когда Иаков после смерти Шагала снимает с Шагаленка крылья, поскольку художник уже на небесах. А грустный Шагаленок со слезами на глазах задает единственный вопрос:
- Кого сопровождать вновь?
Действительно, искусство вечно, оно, в отличие от человека, не имеет права на смерть.
Биографическая Феерия Галины Подольской «Марк Шагал. По лестнице Иакова» уверенно заявила о себе. Это произведение, безусловно, станет частью нашей национальной культуры. Дело теперь осталось за режиссерами театра и кино: кто решится, кто осмелится поставить это произведение?
Как говорится, поживем – увидим.